Понятие «корпоративный имидж» и история его возникновения
Понятие “имидж” в наиболее частой трактовке близко к известному греческому слову “харизма”, которое в Древней Греции означало одаренность, авторитетность, мудрость и святость. Люди, обладающие совокупностью подобных качеств, во все времена обладали силой влияния на окружающих, поэтому руководителей, наделенных харизмой, обычно называли харизматическими лидерами.
Позднее формируется понятие имиджа, изначально относившееся к личности. Имидж личности связан с внешностью, поставленным голосом, умением держаться и выступать перед публикой, вести диалог и т. д. Все эти характеристики имиджа настолько прочно закрепились в обществе, что позднее их перенесли и на организацию, что привело к появлению нового понятия: “имидж организации”. А активное развитие рыночной экономики корпораций помогло дефиниции “имидж организации” трансформироваться в “корпоративный имидж”. Корпоративный имидж, безусловно, обладает способностью привлекать, т. е. обладает характеристикой, имеющей прямое отношение к харизме, и, следовательно, связан с ней.
Разработки в области корпоративного имиджа начались в Западной Европе, Северной Америке и Японии с 1950-х годов. Сначала имидж рассматривался лишь для крупных коммерческих структур и сводился к довольно ограниченному набору графических элементов фирменного стиля в сочетании с единым подходом к оформлению интерьеров и продукции. Присутствовала и вербальная составляющая, связанная с названиями и слоганами. В основном целью формирования имиджа в этот период являлось придание уникальности организации в глазах общественности.
В начале 1980-х гг. более половины крупнейших компаний Великобритании начали проводить исследования по имиджевой тематике. Аналогичные исследования проводились в более чем в 160 крупнейших европейских компаниях.
Отдельные средства массовой информации (СМИ) уделяли значительное внимание этому вопросу.
Влияние на имидж компании дизайна сайта сравнимо с влиянием оформления офиса или внешнего вида сотрудников. На сайт заходит значительно больше посетителей, чем в офис компании. Многие клиенты могут принять решение сотрудничать с компанией, просто посетив ее сайт. Конечно, создав интернет представительство, не стоит совсем забывать и об остальных элементах имиджа компании. Но именно качественный, индивидуальный, профессионально выполненный сайт здесь позволит небольшой компании выглядеть крупной корпорацией.
Как сформировать имидж компании по этапам
Нельзя один раз создать компании имидж и забыть о нем. Его нужно поддерживать постоянно.
Этап 1: исследование
Создание положительного имиджа компании начинается с анализа собственной компании и конкурентов — определите сильные и слабые стороны, изучите целевую аудиторию и их потребности, где ее чаще всего можно встретить (сайты, мероприятия).
Через некоторое время после принятия мер по построению имиджа организации нужно снова проанализировать ситуацию: как общественность отреагировала на изменения, какие каналы информации лучше сработали, что теперь говорят о вашей компании в СМИ, отзывах.
Для анализа компании можно использовать:
- Отзывы в интернете об организации.
- Данные о людях, которые ушли из компании.
- Опросники для покупателей и потенциальных клиентов.
- Опрос сотрудников.
Если вы хотите подробнее узнать о том, как найти упоминания о себе в интернете, оставьте свои контакты в форме заявки. Мы обязательно расскажем.
Этап 2: разработка концепции
Цель разработки концепции — создать идеальный образ, к которому должна стремиться компания. Если компания его добьется, останется лишь поддерживать имидж.
После анализа стало понятно, в каком состоянии сейчас находится фирма. Исходя из полученных данных нужно составить концепцию.
- Определите, что должны думать люди при упоминании вашей компании. С чем она должна ассоциироваться?
- О чем должны думать люди, когда видят ваш логотип и брендовые цвета, что они чувствуют.
- Решите, что потенциальный клиент должен думать о вашем продукте.
Теперь можно подумать о методах, с помощью которых получится добиться поставленных целей.
Этап 3: разработка стратегии
Формирование позитивного образа продолжается разработкой стратегии. Решите, по каким каналам распространять информацию о компании, какая тональность в общении у вашего бизнеса, что и кому показывать, чтобы добиться лучшего результата.
Важно сегментировать аудиторию, а не концентрироваться на одном типе людей. Да, работы будет меньше, но результат — хуже. То есть, не стоит все внимание уделять уже имеющимся клиентам, расширьте поиски до людей, которые еще размышляют о покупке, но в целом могут стать клиентом через несколько месяцев или даже лет.
Примеры инструментов для реализации стратегии по улучшению имиджа — ниже.
Этап 4: реализация стратегии
Пора запускать рекламу, менять дизайн, давать комментарии СМИ. Если вы тщательно подготовились к реализации, результаты появятся быстро: компания станет популярнее, будет больше клиентов и продаж, в глазах целевой аудитории улучшится имидж.
Главное — заниматься его поддержанием постоянно, а не раз в месяц делать что-то хорошее.
Если вы заслужите любовь и внимание ЦА и при этом прекратите работать над имиджем, о вас быстро забудут. И не забывайте анализировать результаты: возможно, их нет или они недостаточно хороши, а бюджет на реализацию уходит.
Если это так, нужно пересмотреть концепцию.
Улучшение имиджа фирмы с помощью корпоративного сайта
Каким же образом можно улучшить имидж компании при помощи корпоративного сайта?
Во-первых, клиенту нужно дать максимально подробную и достоверную информацию о реализуемых товарах / услугах и о самой компании. И здесь можно использовать все доступные инструменты — уникальный текстовый контент, графику, видеоролики и т.д.
Текст хорошо подходит для непосредственного описания товаров, описания сферы деятельности компании, ее истории развития. Графика нужна для показа товара (ведь пользователи должны иметь максимально полное представление о том, как товар выглядит).
Кроме того, на фотографиях можно показать офис и сотрудников. Это позволит клиентам понять, что собой представляет ваша компания в реальности, как выглядят ваши сотрудники. В конечном итоге данный фактор положительно скажется на доверии клиентов.
Во-вторых, нужно заверить клиента в безопасности совершаемой сделки. В этом отчасти помогут фотографии офиса фирмы и сотрудников (о них речь шла чуть выше). Также можно использовать презентационные видеоролики. В таких роликах обычно показывают рабочий процесс, личные обращения руководителя компании к клиентам и т.д.
Некоторые ошибки при создании корпоративного сайта и их влияние на имидж фирмы
В идеале внешний вид корпоративного ресурса должен быть целостным, в меру сдержанным, но при этом интересным и необычным (чтобы как-то выделяться на фоне большого количества конкурентов). Однако на том или ином этапе проектировки сайта вебмастера могут допускать ошибки, которые впоследствии отрицательно сказываются на имидже фирмы. Ниже расскажем об этих ошибках.
1. Наличие неработающего функционала
В некоторых случаях на сайте присутствуют недоделанные страницы или даже целые разделы. Либо в определенном месте страницы не работает какой-то функционал, к примеру, виджет, модуль и т.д. В данной ситуации клиент, скорее всего, подумает, что сотрудники компании недостаточно компетентны (по мнению клиента, ведь даже собственный сайт они не могут довести до ума).
2. Относительно небольшой объем контента и небольшое число страниц
Как правило, крупные компании заказывают большие, сложные и респектабельные сайты. Все из-за того, что такие ресурсы в полной мере соответствуют статусу фирмы.
Если же сайт будет чересчур маленьким, то клиенты могут подумать, что фирма весьма посредственная (ничем не отличается от своих конкурентов).
3. Большое количество лишних элементов и информации
В первую очередь, речь идет о графических элементах, элементах дизайна (flash, анимация, яркие заставки, всплывающие окна и т.д.). Кроме того, речь может идти о размещении информации, которая нерелевантна тематике сайта. Все это также отрицательно скажется на имидже фирмы.
В общем, имидж компании в основном находится в руках самой компании. И корпоративный сайт фирмы – это важный элемент имиджа, относиться к которому следует аккуратно и вдумчиво.