Компьютерные игры: какая от них польза? Чему хорошему может научить игра, и так ли плоха игромания…

Маленькие факты большого гейминга

То, что про видеоигры часто говорят плохое, не новость, а то, что от них якобы глупеют, — не новость в кубе. Видимо, такая ситуация не понравилась редакции международного журнала Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. Издание более полувека занимается исследованием социальной психиатрии и психиатрической эпидемиологией, что дает ему полное право высказываться по любым вопросам в рамках своей компетенции.

5 февраля 2016 года журнал опубликовал результаты исследования, проведенного совместно с международными университетами Франции, США, Румынии, Германии, Турции, Нидерландов, Литвы и Болгарии. Участники — три тысячи школьников в возрасте от шести до одиннадцати лет. Задача — ответить на вопрос «Влияет ли время, проведенное за видеоиграми, на психическое здоровье детей, а также на развитие социальных и когнитивных навыков?». В исследовании принимали участие родители и преподаватели — они делились впечатлениями о том, как игры влияют на состояние ребенка дома, а также на успеваемость в школе.

В ходе исследования выяснили вот что: 20% детей играют не менее пяти часов в неделю. При этом мнение о том, что они погружаются в видеоигры, чтобы уйти от реальных проблем, не нашло подтверждения. Дети из неполных семей, не имеющие братьев и сестер, играли меньше и при каждом сеансе старались уменьшить время игровой сессии. Но главный вывод исследования заключается в том, что 95% участников показали рост мозговой активности более чем в полтора раза и двукратное повышение интереса к знаниям и познанию мира, вне зависимости от пола, социального статуса семьи и страны проживания.
Такой вывод объясняется просто. Игры способны визуализировать ответы на многие детские вопросы, немалая часть которых начинается с привычного «А почему?..». При этом не стоит забывать о постоянной интерактивности — ребенок не только видит происходящее на экране, он также слышит звук и параллельно взаимодействует с геймпадом. Три информационных канала способны загрузить все отделы головного мозга и способствовать их равномерному развитию.


Хоть Доктор Эггман, главный враг синего ежа Соника, выглядит как безумный ученый, игры, где он появляется, ничего плохо в себе не несут. Напротив, они заставляют игроков внимательно следить за всем, что во время игры происходит на экране.

Причина увлеченности компьютерными играми

Порой человек, не в силах оторваться от экрана, сам не замечает, как медленно втягивается в игровой процесс. Польза от переключения на приятное увлекательное занятие и возможность расслабиться перерастают во вред зависимости. И на это есть своя причина: увлекаясь какой-либо компьютерной игрой, мы автоматически принимаем на себя образ игрового персонажа, как бы надеваем на себя его маску. И тогда появляется способность напрямую влиять на игровой мир, подстраивая под себя всю виртуальную реальность.

В голове у компьютерного игрока возникает своего рода иллюзия власти и всесилия: именно он получает свойства подчинять себе инсталлированный мир, установить там собственные правила и добиваться всех поставленных целей. И человек, заполучив такое величие и превосходство в компьютерном мире, постепенно перестает нуждаться в мире реальном. В этом просто нет необходимости – ведь в физической реальности уже нельзя так легко манипулировать окружающими. В реальной действительности — уже в маске обычного человека — игрок теряет свое могущество. Именно поэтому компьютерные игроманы, пребывая в физическом мире, так ждут возвращения в свою, собственную Вселенную.

Психологические исследования показали, что зачастую во вред игровой зависимости попадают не удовлетворенные жизнью люди, страдающие от одиночества или отсутствия цели в жизни. Благодаря свойствам виртуального пространства они обретают все те возможности, которых лишены в реальной жизни. За счет достижения определенных целей и задач в игре самооценка таких людей имеет свойство повышаться, человек получает искусственно самоутверждение.

Считается, что с помощью компьютерных игр нам свойственно убегать от своих реальных проблем, и чем глубже проблемы – тем сильнее желание забыть о реальности тем глубже погружение в мир игры. Именно поэтому прежде чем лечить приносящую вред игровую зависимость, необходимо разобраться: какие полезные мотивы замещает активность в выдуманном мире? От каких проблем реальности человек пытался таким способом сбежать?

Духовные скрепы геймпада

Отечественная медицина не остается в стороне от мировых тенденций и тоже старается использовать методики профилактики и лечения с помощью видеоигр. Вот только все эти старания вносят несистемный характер и оказываются частными инициативами врачей в рамках конкретных клиник и отделений.

Мы решили не ограничиваться исследованием иностранного опыта и узнать у отечественных специалистов, есть ли положительные примеры использования игр в медицине. Вопрос это отнюдь не простой. Несмотря на заявления Елены Малышевой, видеоигры до сих пор обвиняют в негативном воздействии на человека и его психику. Психику, которую никто не знает лучше врачей, изучающих ее профессионально. Вот как прокомментировала опыт использования видеоигр в лечебных целях доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ НЦПЗ Наталья Селезнёва:

«Основная специализация нашего центра — возрастные нарушения мозга. Мы работаем с очень пожилыми людьми, у которых есть, например, болезнь Альцгеймера или старческое слабоумие, и для лечения и профилактики мы использовали следующую методику: брали восемьсот пациентов в возрасте старше 45 лет и делили их на четыре группы. Первой группе давали медикаментозные препараты, лечащие память, нарушения речи, ориентировки в пространстве и моторные навыки. Вторую группу направили на специально разработанные тренинги, помогающие развивать память, моторные навыки, ориентировку в пространстве, логику, анализ, суждения. Третья группа принимала препараты и занималась тренингами, а четвертая не получала ни медицинских препаратов, ни доступа к тренингам.

После двух месяцев исследований выяснилось, что наибольший прогресс в лечении замечен у той группы, что принимала препараты и занималась тренингами, а также у группы, занимавшейся только тренингами. Сами тренинги, конечно, очень просты в сравнении с теми играми, что вы описываете в своем журнале. Большая часть из них связана с простейшими настольными играми или даже специальными игровыми картами, но наши тренинги построены в игровой форме, и я должна сказать, что даже самые простые из них сразу же повышают мозговую активность больного. Поэтому всем своим пациентам я настоятельно рекомендую если и не играть подолгу в игры, то хотя бы пробовать их запускать на некоторое время. Особенно если они не слишком сложные и не требуют большой вовлеченности».

Впрочем, несмотря на положительные эффекты, Наталья Селезнёва с сожалением отметила, что единой методики исследований нет, а научно-исследовательские и медицинские центры не спешат делиться друг с другом наработками и опытом. В результате получается, что каждый занимается своим направлением, фиксирует положительные или, реже, отрицательные стороны исследований, но для масштабных клинических исследований этого пока мало.
Сходной позиции придерживаются и другие врачи. Вот что сказал нам главный врач одной из московских поликлиник в частной беседе:

«При оценке воздействия игр на здоровье человека главная проблема — недостаток исследований. Причем любых, как с положительным, так и с отрицательным результатом. Ни один врач вам не скажет, что игры — однозначное зло или благо, потому что таких данных нет. В то же время игры всегда развлекают и отвлекают, что, несомненно, положительно сказывается на процессах реабилитации больного. Нельзя забывать и про обязательное развитие мелкой моторики рук, что особенно заметно при работе с джойстиком. Однако все строго индивидуально. Главное — помнить, что во всем нужна мера, и если человек все свободное время проводит за играми, это плохо не столько из-за самих игр, сколько из-за его физиологии».

В итоге получается сложная и неоднозначная ситуация. Вопреки опасениям отечественная медицина не видит в играх принципиального врага, но и в союзники не спешит записывать. Главная польза видеоигр в их сути — развлечениях. В основном они радуют, приносят положительные эмоции, а это уже хорошо сказывается на здоровье человека. Любая игра оказывает положительное влияние, потому что задействует большое количество участков головного мозга — особенно это заметно на примере пожилых людей.
Поэтому основная проблема воздействия видеоигр на здоровье человека заключена в их восприятии. Будем честны сами с собой: мы и впрямь уделяем видеоиграм много времени, порой больше, чем всему остальному (по крайней мере, в определенном возрасте), и со стороны это может выглядеть как зависимость. В наших же силах изменить эту ситуацию: играйте в видеоигры, но не забывайте о живом общении. Если вы будете следовать этим нехитрым правилам, вы и не заметите, как ваши родители и близкие начнут с интересом «подглядывать» за тем, как вы проходите очередную часть Uncharted.

Компьютерные игры для детей: польза или вред

На вопрос о пользе и вреде компьютерных игр для детей до сих пор не найден однозначный ответ, ведь мнения сильно расходятся. Кто-то считает, что детям незачем увлекаться такой ерундой – читать книги и делать уроки будет более полезно, нежели портить зрение за экраном монитора. Другие же уверенны, что компьютерные игры развивают ребенка, приносят ему удовольствие – тогда в чем же беда?

Все зависит от вида компьютерной игры, которой увлекается ребенок.

«Стрелялки»: такие игры зачастую содержат в себе сцены насилия и убийств. Играя в одну из них, ребенок буквально воспринимает все происходящее на экране, где он в упор расстреливает своих врагов. В результате вид крови и трупов становятся для него довольно привычными вещами, и сам он невольно начинает переносить всю агрессию из игры в реальный мир

Именно поэтому детские психологи настоятельно рекомендуют оградить ребенка от кровожадных компьютерных игр, заменив их развивающими.

Развивающие компьютерные игры, в свою очередь, могут оказаться весьма полезными для детского развития: с их помощью можно тренировать память и внимание ребенка, моторику рук и глаз, развивать образное мышление и фантазию. Существует многообразие развивающих компьютерных игр, рассчитанных на разный характер и возраст ребенка

Например, активному и подвижному малышу рекомендуется давать быстрые и динамичные игры, в то время как тихий и спокойный ребенок с удовольствием пройдет компьютерный квест, где предлагается решить определенную задачу.

Чем полезны компьютерные игры

Многие считают, что современные компьютерные игры не представляют собой абсолютно никакой пользы, оказывая негативное влияние как на наше сознание, так и на физическое состояние. Однако следует отметить, что компьютерные игры обладают рядом преимуществ и положительных для здоровья свойств:

Развивают память, внимание и логику

В 2009 году ученые провели исследование пользы и вреда действия компьютерных игр на способности, главным объектом которого стала всем известная видеоигра японских разработчиков «Марио», где по условиям игроку необходимо «прыгать» с платформы на платформу, собирая монетки и прочие призы. Группе испытуемых было предложено ежедневно уделять «Марио» определенное количество времени. Через несколько дней исследователи подвели итог: оказалось, что платформеры (именно к этому жанру игр и относится «Марио») развивают полезные способности ориентации человека в пространстве, стимулируют работу памяти, развитие логики и стратегического планирования.

Данные другого эксперимента показали, что головоломки типа «Тетрис» также имеют пользу помогать избавляться от неприятных мыслей, тяжелых воспоминаний, а также излечивать посттравматические расстройства и понижать тягу к перееданию.

Улучшают зрение

Далеко не секрет, что долгое времяпрепровождение за экраном компьютера влечет вред ухудшения зрения. Однако было доказано и обратное: некоторые компьютерные игры обладают полезными свойствами для наших глаз.

В ходе эксперимента учеными Рочестерского университета сделано заключение о пользе компьютерных игр-шутеров от первого лица (вида экшн-игр, так называемых стрелялок, в которых игрок ассоциирует себя с героем). Например, всем известная компьютерная игра «Call of Duty» улучшает способности различать самые маленькие детали вещей и предметов: к примеру, тонкие оттенки серого цвета. Такой полезный навык особенно может пригодиться водителям в туманную погоду.

Компьютерные шутеры от первого лица также имеют полезное свойство стимулировать работу передней поясной коры, теменной и лобной долей мозга

Именно эти участки отвечают за наше внимание и способность к многозадачности

С тем же важно знать меру в подобных полезных «тренировках мозга», чтобы не столкнуться с обратным эффектом. Оптимальным, не дающим вред негативного воздействия считают время игры до 6 часов в неделю

Снимают стресс

Компьютерные игры способны приносить пользу и для психического состояния человека, помогая избавиться от стрессов, депрессии, успокоить нервы и поднять настроение.

Это доказали ученые Оксфордского университета: в ходе исследований было установлено, что полезные свойства увлечения видеоиграми проявляются в снижении травматических воспоминаний и тяжелых переживаний, которые содержит наше сознание.

В течение 20 минут группе испытуемых демонстрировали материалы, провоцирующие бурную эмоциональную реакцию. В образный ряд были включены автомобильные аварии, различного рода трогательные или трагические сцены. После этого половине испытуемых было предложено поиграть 10 минут в «Тетрис», в отличие от контрольной группы участников.

Результаты показали, что эмоциональная реакция людей, игравших в «Тетрис», оказалась более уравновешенной, чем у контрольной группы – их память освободилась от большей части негативных переживаний, полученных в первой части эксперимента.

Существует ряд компьютерных игр, созданных для широкого круга пользователей – они отличаются довольно простыми условиями и цветным, приятным глазу интерфейсом. Если игрок сталкивается с определенной трудностью – игра обязательно поможет и подскажет, что делать дальше. Такие приложения разрабатываются с пользой заполнения досуга или, например, времени, которое человек проводит в общественном транспорте – всего полчаса игры в день имеют полезное свойство, отвлекая, устранять беспокойство, плохие мысли, облегчать вред депрессивных состояний, поднимать позитивный эмоциональный фон.

Чему на самом деле могут научить игры

На самом деле, игры могут также помогать в обучении, а не только носить развлекательный характер. К примеру, Minecraft Education Edition. Разработанный специально для использования в школе, проект применяется в обучении различным предметам. С помощью игры ученики изучают, например, химию, историю, литературу и географию. На уроках ученики могут наблюдать за различными природными процессами, участвовать в исторических событиях, проводить опыты. В игре также есть функция программирования, что значительно расширяет возможности игрока. И пусть всё это происходит в кубическом мире, масштаб применения платформы впечатляет.

На сайте проекта можно скачать готовые миры и найти план урока. Конечно, для применения игры в обучении нужен оборудованный класс и тренинг преподавателей. Но такое обучения принесет новый опыт как ученикам, так и учителям. Ведь это не только информатика, но и многие другие школьные предметы. Решение, по сути, гениальное в своей простоте – взять то, что любят дети и подавать через это знания.

Есть и другие специально разработанные игры для школ. К примеру, GTA будет использоваться для обучения правилам дорожного движения, Subnautica – для исследования подводного мира. Elite – для изучения Вселенной.

В процессе игры мы можем получить не только приятное, но и полезное. Это может быть развитие какого-то навыка или расширение кругозора. Кто-то выучил английский язык благодаря играм, кто-то освоил навыки правильной и быстрой печати на компьютере.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий